Чудотворная Амелия.
"Не думай, что здесь - могила,
Что я появлюсь, грозя...
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились...
Я тоже была прохожий!
Прохожий, остановись!" (М.Цветаева)
Что я появлюсь, грозя...
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились...
Я тоже была прохожий!
Прохожий, остановись!" (М.Цветаева)
"...Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг." (В.Маяковский)
Есть на гаванском Кладбище "Кристобаль-де-Колон" статуя молодой женщины с новорожденным ребенком в руках, которая вопреки смерти продолжает жить в памяти и сердцах тысячи людей...
Вот уже более 100 лет приносят люди свежие цветы на ее могилу...
Амелия Гойри де ла Ос (Amelia Goyri de la Hoz ) родилась в Гаване в 1879 году, в обеспеченной семье. Ее родители, хотя и были выходцами из средней буржуазии, воспитали ее и ее сестру, следуя канонам высшего гаванского общества, к которому принадлежала их тетя, маркиза Инес де Бальбоа (Inés de Balboa), в свою очередь обязанная своим богатством и знатностью своему супругу, испанцу Дон Педро де Бальбоа, маркизу Бальбоа.
Возможно, единственной и самой большой радостью в ее жизни была помолвка, еще с детства, с семилетнего возраста, с ее кузеном Хосе Висенте Адот и Рабель (José Vicente Adot y Rabell). Но даже и эта радость не была вечной, так как в скором времени ее родители запретили этот союз, не по причине их родственных связей (достаточно отдаленных), а руководствуясь практическими соображениями и надеясь найти дочери более выгодного и богатого жениха, чтобы продвинуться таким образом еще на одну ступеньку по общественной лестнице. Но молодые люди, чуждые мещанским интересам, продолжали любить друг друга в секрете.
Попечительство тетушки-маркизы сделалось еще более непосредственным после того, как Амелия в 13 лет осталась сиротой по матери и переехала жить в роскошный особняк своей тети на улице Эгидос (сейчас это относится к Старой Гаване).
Вскоре ей также пришлось проститься с Хосе Висенте, который в 1895 году присоединился к войскам мамбисес, чтобы сражаться за независимость Кубы против испанской армии.
Наконец закончилась война, и хотя в ней не победили ни кубинцы и не испанцы, Амелия и Хосе Висенте одержали большую победу. Он возвратился с войны со степенями капитана Освободительной Армии, и с благодарностью от имени Высшего Военного руководства Кубы и первого Республиканского учрежденного Правительства. И, в довершение, умер маркиз де Бальбоа, и донья Инес уступила Хосе Висенте в брак свою племянницу, отец которой тоже скончался за три месяца до этого, 19 апреля 1900.
Таким образом, долгожданное счастье наступило. Однако длилось оно недолго. На следующий год Амелия умирала при преждевременных родах от эклампсии, унося с собой и новорожденного, которого не удалось спасти. Ее жизнь заканчивалась в 24 года и страдания Хосе Висенте начинались в этом же возрасте.
Хосе Висенте был безутешен в своем горе, и с того момента, как Амелия была предана земле, 3 мая 1901 года, он ни на один день не перестал посещать это место, где была захоронена его единственная любовь. Он приезжал каждое утро с цветами, одетый во все черное, снимал шляпу перед могилой, и стучал металлическим кольцом с правой стороны надгробной плиты. Так он хотел разбудить свою любимую, которая, он был уверен, просто спала. Он говорил ей громко: «Амелия, проснись, это я, твой любимый...»
Раскладывая цветы, он рассказывал ей о работе, о доме, его личных проблемах, и просил у нее совета и помощи. В конце концов надо было уходить; снова со шляпой в руке, не поворачиваясь спиной к могиле в знак уважения, он обходил могилу и удалялся печальный, погруженный в глубокие размышления.
Многие люди видели, как он приходил и уходил, и со временем все больше людей начало имитировать его ритуал, принося цветы на могилу Амелии и поклоняясь ей; особенно после того, как разнеслась молва о «чуде»: говорят, что через несколько лет после захоронения, когда открыли гроб, увидели ее тело нетронутым, и ребенок, который был захоронен у нее в ногах, оказался у нее в руках.
В 1909 году по личной просьбе Хосе Висенте, скульптор Хосе Вилальта и Сааведра (José Vilalta y Saavedra), сделал статую Амелии с ребенком из белого альпийского мрамора Каррара.
Число верующих в «Чудотворную Амелию» продолжало расти...
Хосе Висенте протестовал перед администрацией некрополя против паломничества на ее могилу, но администрация не видела в этом ничего неуважительного или противозаконного и не поддержало его протест.
В 1914 году умер отец Хосе Висенте, и он захоронил его рядом со своей женой.
Так в течение 40 лет ее муж навещал могилу, пока не скончался тоже, в 1941 году, и был захоронен там же.
Со временем, легенда о «Чудотворной Амелии» распространилась по всему миру, вплоть до того, что в настоящее время ее могила представляет собой наиболее посещаемое место на всем кладбище. На ней всегда много свежих цветов. Бесчисленные посетители день за днем повторяют ритуал: заходят спереди, касаются металлического кольца, просят Амелию о чем-нибудь, ласково притрагиваются к ее статуе, обходят вокруг могилы и удаляются, не поворачиваясь к ней спиной. Говорят, если смотришь в глаза Амелии, она каким-то образом указывает тебе обратный путь без необходимости смотреть назад.
Особенно много женщин с проблемами бесплодия или беременных просят защиты у Амелии; и в знак благодарности за свершившееся чудо приносят ей цветы, мемориальные доски, одежду для ее ребенка, детские игрушки...
По материалам:
http://www.lajiribilla.co.cu/2002/n36_enero/fuenteviva.html
http://www.lajiribilla.cu/2003/n111_06/fuenteviva.html