Благороднейший из благородных, - «Кабальеро-де-Париж», - кем он был на самом деле?


В действительности «Кабальеро из Парижа» звали Хосе Мария Лопес Льедин (José María Lopez Lledín). Согласно свидетельству о рождении, Х.М. Лопес Льедин (J.M. Lopez Lledín),  родился 30 декабря 1899 года в деревне Виласека (Vilaseca), района Фонсаграда (Fonsagrada), провинции Люго (Lugo), в Испании.



Из одиннадцати братьев только он научился читать и писать в детстве.
Семеро из них эмигрировали в Америку, а четверо, включая единственную сестру Иносенсию, прибыли на Кубу. Иносенсия работала актрисой в какой-то театральной группе.
Здесь все они создали семьи, кроме него, Хосе. Вот как вспоминал о нем его двоюродный брат: «Будучи ребенком, он был очень прилежным. Учился в школе несколько лет; ему всегда нравились хорошие книги, хорошая музыка и комфорт... В молодости он влюбился в дочь одного врача из Испании. Ее звали Мерседитас,- она умерла, будучи очень молодой, - и Хосе находился рядом с ней до последнего момента ее жизни, и в день ее смерти он поклялся, что никогда не вступит в брак и сдержал свое обещание...»


Он прибыл на Кубу в возрасте 12-13 лет. Будучи еще подростком, он решает выйти из-под семейной опеки и рано начинает работать: сначала в цветочном магазине, потом в книжной лавке, и позже – в адвокатской конторе. В свободное время изучает английский язык и утончает манеры. Повысив свой образовательный уровень, работает в казино и в отелях «Телеграф», «Севилья», «Рояль Пальм», «Саратога», «Манхаттан», «Салон А»... Посылает заработанные деньги родителям в Испанию, не забывая о своей сестре Иносенсии и о дяде, у которого он жил первоначально...

Работал он хорошо, умел обращаться с публикой, был вежлив и учтив.


Существует несколько версий о том, как он попал в тюрьму. Это одна из них:

В 20х годах прошлого века его незаслуженно обвиняют в краже драгоценностей некой знатной дамы, супруги богатого человека, в доме которого он прислуживал, и заключают в тюрьму на неопределенный срок. И хотя по прошествии шести лет эта дама тяжело заболела и на смертном одре призналась, что этими драгоценностями она откупилась от своего любовника-шантажиста, последствия были уже неисправимы. Кабальеро выпустили на свободу, но вред был нанесен, – несправедливое обвинение в нечестности послужило толчком к необратимому развитию психического расстройства, которое уже проявилось с первых дней его тюремного заключения, и после выхода на свободу он начал бродяжничать по городу, спать на скамеечках в парках, рассуждать на философские и религиозные темы...
В ту эпоху его родственники решили отправить его к родителям, в Испанию. Но когда ему сообщили об этом решении, он сказал, что бросится в море, если его посадят на корабль... С этого момента родственники прекратили тщетные попытки помочь ему, и он был предоставлен самому себе...

Он бродил по улицам Гаваны, раскланивался перед собеседниками и представлялся благородным кабальеро из Парижа. Привлекали  внимание его утонченные рассуждения на философские темы, начитанность и эрудиция, а также изысканно-вежливое обращение к дамам.
Кабальеро считал ниже своего достоинства попрошайничать на улице, но если ему что-нибудь дарили, он принимал это, галантно раскланявшись, и дарил взамен раскрашенную им открытку или обвязанную разноцветными нитками ручку (или карандаш)...


После победы Революции, в 1959 году, его права бродяги не были ущемлены, но по распоряжению Селии Санчес Мандулей (Celia Sánchez Manduley), революционерки и соратницы Фиделя, он мог питаться бесплатно в кафетериях и пицериях города, куда его нужно было вежливо зазывать: «Кабальеро, ваша честь, не соизволите ли вы испробовать кусочек пицы или пирога?»


С торжественным и аристократичным видом, в неизменном черном костюме и длинной плащ-накидке такого же цвета, длинноволосый и бородатый, всегда с
кипой бумаг и старых газет под рукой, Хосе Лопес Льедин вошел в кубинскую историю и культуру как один из ее самых популярных и трогательных персонажей.



 «Кабальеро-де-Париж», - человек, страдающий манией величия и избытком благородия, прогуливался  по улицам Гаваны в течении нескольких десятилетий XX века, начиная с 20-х годов, и вплоть до 7 декабря 1977 года, когда по ходатайству Селии Санчес Мандулей его пришлось поместить в психиатрическую больницу Гаваны, в связи с крайним истощением и плохим состоянием здоровья.

В больнице его «отмыли», продезинфицировали, сохранили его традиционное одеяние и заплели длинные седые волосы в косичку. Его психиатром был доктор Луис Кальсадилья Фьерро (Luis Calzadilla Fierro), который поставил ему диагноз парафрении, характеризующейся отсутствием галлюцинаций, богатым бредовым воображением, конфабуляциями и незначительным распадом личности.



Кабальеро в больнице.
Умер он в больнице 11 июля 1985 года, в возрасте 86 лет. Первоначально его похоронили на кладбище в пригороде Гаваны (Сантяго-де-Лас-Вегас), где музыковед Елио Оровио (Helio Orovio), по собственной инициативе, заказал для него пантеон; и впоследствии, его останки были эксгумированы и перенесены в монастырь Сан-Франциско-де-Асис, у входа в который в настоящее время находится бронзовая статуя Кабальеро (работа гаванского скульптора Хосе Вилья Соберон).


 Этот образ шагающего по тротуару Кабальеро доступен каждому, кто хочет прикоснуться к нему, обнять его, подержаться за бороду, и унести с собой на память фотографию с этим персонажем, ставшем неотъемлемой частью гаванской истории и нашедшем свое отражении в поэзии, музыке, литературе и кинематографии.

El Caballero de Paris. Картина кубино-американского художника Gilberto Marino

В своей книге «Я – Кабальеро-де-Париж» ("Yo soy el Caballero de París") психиатр Л.Кальсадилья Фьерро (L.Calzadilla Fierro) пишет: «В память о самом здравомыслящем из всех сумасшедших, которых я когда-либо знал, (...) от имени его психиатра и преданного мушкетера.»

Уже на пороге смерти, в последние дни его жизни, у него были моменты типичного для этого заболевания «просветления», когда он ясно оценивал действительность, окружающую его, и свое место в ней.

 Вот как он описывает их последний диалог его психиатр, Л.Кальсадилья Фьерро:

«- Добрый вечер, Кабальеро.
- Добрый вечер, Кальсадилья. Я ждал, что ты придешь, и пожалуйста, не называй меня больше Кабальеро - отвечает он на мое приветствие очень тихим, почти неслышным голосом (...).
- Почему вы не хотите, чтобы я называл вас Кабальеро? – спрашиваю его с интересом.
Я считал, что в этом мире меня уже никто ничем не сможет удивить. Но это оказалось не так, - я не был подготовлен для того, чтобы услышать ответ
этого старца, который дрожащим голосом, на пороге смерти, произнес:
- Я уже никакой не кабальеро из Парижа. Времена аристократов или странствующих рыцарей прошли...
- Значит, я тогда тоже уже не ваш преданный мушкетер? - спрашиваю.
- Нет, Кальсадилья, ты уже давно являешься только моим преданным психиатром".






По материалам:

PDF recopilacion de articulos del caballero de paris 1 

El Caballero de París 1899-1985         

El Caballero de París   

Популярные сообщения из этого блога

Это любопытно... Кубинская флора

Почему Куба называется «Кубой»?... Она же Хуана, она же и Фернандина...

Сейба, священное дерево...